Лабораторные опыты

Для обеспечения устойчивости верхних слоев бровка земляного полотна должна иметь определенное возвышение над поверхностью грунта, предохраняющее грунтовое основание от переувлажнения. Влажность накапливается в расположенных под дорожной одеждой слоях грунта в результате капиллярного поднятия воды из горизонта верховодки или грунтовых вод, а также перераспределения влаги под влиянием температурных градиентов, возникающих при замерзании верхних слоев грунта.

На высоту капиллярного поднятия воды влияет свойство грунта, а также его плотность.

Лабораторные опыты и наблюдения дорожного научно-исследовательского института (ДорНИИ) показали, что в грунте, уплотненном при оптимальной влажности до 0,90- 0,95 от его оптимальной плотности, при положительных температурах практически капиллярного поднятия воды не происходит.

В районах с устойчивыми морозами более опасным для прочности грунтового основания в сравнении с капиллярным поднятием воды является перераспределение влаги в грунте за счет возникающей в земляном полотне различной температуры нагрева различных слоев грунта.

Многочисленные лабораторные опыты и наблюдения советских научных работников на дорогах показали, что при действии на земляное полотно устойчивых отрицательных температур вблизи линии промерзания начинает происходить накопление влаги, поступающей из нижних слоев. Передвижение влаги происходит от теплого грунта к холодному и бывает тем интенсивнее, чем больше разница температур, отнесенная к единице расстояния (температурный градиент), и чем дольше этот градиент действует.

В результате передвижения влаги влажность под дорожной одеждой увеличивается.

Вблизи основания дорожных одежд при неблагоприятных условиях образуются ледяные кристаллы и линзы, вызывающие образование бугров на поверхности дорожных покрытий и связанных с ними разрушении. Эти явления называются пучинами.