Loading

wait a moment

Культурно-бытовое влияние города

Зона активного, наибольшего культурно-бытового влияния города на окружающую территорию возникает в зоне трудового тяготения. Но тут надо оговориться, что города как центры культурной жизни и, в особенности, как центры торговли и общественного обслуживания, распространяют свое влияние на обширную окружающую территорию и при практическом отсутствии (или очень небольших значениях) трудового тяготения, при развитых организующих функциях города.

Здесь играет основную роль наличие разветвленной транспортной сети с регулярным пассажирским сообщением. Поэтому фактор трудового влияния городов на определение предполагаемых границ зон культурного и торгово-бытового влияния города следует считать одним из главных, определяющим, но не единственным фактором.

Для определения радиуса торгового влияния городов была применена система анкетного опроса населения сел о месте размещения пунктов закупок продуктов и промтоваров.

В 24 населенных пунктах района было собрано 153 анкеты, т. е. по 6 анкет на одно село в среднем. В таблицу вошли данные 75 анкет, характеризующих размещение места покупок 13 чел. Из таблицы видно, что в селах, удаленных на расстояние пешеходной доступности (до 5 км) от Нововолынска, покупается в городе примерно 60% промышленных товаров и 70% продуктов питания (в среднем) в стоимостном выражении, а в селах, отстоящих на 10 км — соответственно — 43 и 56%. В селах, расположенных в 20-30 км от города, основная часть закупок производится в сельских магазинах, причем торговые предприятия крупного села также являются местом притяжения населения близлежащих сел в радиусе до 3-5 км (села Войница, Поромов и др.).